Образование Приангарья

все об образовании в Приангарье. Сетевые сообщества

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Муниципальные образования Усольский район Статья "Использование дистанционных технологий в подготовке школьников к олимпиадам"

Статья "Использование дистанционных технологий в подготовке школьников к олимпиадам"

E-mail Печать PDF

В каждой школе, я думаю, найдутся дети, которые по своим способностям выделяются высокими результатами обучения по некоторым предметам. Но встает вопрос: насколько реально подготовить таких учеников к олимпиадам, особенно в рамках сельской школы?

Ведь всем известны те трудности, с которыми сталкиваются учителя из глубинки. Зачастую один учитель ведёт уроки во всех параллелях по своему, а иногда даже и по схожим предметам. Хватает ли времени и сил школьному учителю, чтобы помимо проведения уроков, ведения классного руководства, организации, например, кружковой работы, т.е. всей большой занятости педагога, уделить внимание и подготовке учащихся к олимпиадам? Бывает и так, к сожалению, что уровень педагога недостаточно высок для организации углублённого изучения предмета. К тому же, некоторые олимпиадные задачки зачастую бывают очень сложны. Чтобы учителю охватить все темы олимпиадных заданий при подготовке учеников к столь значимому для них событию, требуется много времени, сил и высокий уровень квалификации. При этом способных учеников может быть достаточно много и необходимо соблюсти индивидуальный подход к каждому из ребят.
В Усольском районе 27 образовательных учреждений. Школы достаточно удалены друг от друга и от районного центра. Как решить проблему подготовки учащихся к олимпиадам на муниципальном уровне и достичь высоких результатов? Какую поддержку обеспечить учителям-предметникам? Можно, например, предложить вариант сбора педагогов и учащихся несколько раз в год для обсуждения насущных вопросов на территории одной из школ. Но это, к сожалению, не реально. Расстояние между школами в некоторых случаях достигает двухсот километров, а то и более. Как говорится, «не наездишься». Затраты большие, времени тоже не хватает, соответственно – это не выход из положения.
Однако, в условиях современного общества и педагоги, и учащиеся Усольского района уже знакомы с дистанционной формой обучения. Поэтому, учитывая всю проблематику вопроса подготовки учащихся к олимпиадам, Комитет по образованию Усольского района поставил следующую задачу. Необходимо объединить технические и кадровые ресурсы на муниципальном уровне и, таким образом организовать доступную и удобную виртуальную среду для учащихся и педагогов.
В 2007 году Комитет по образованию Усольского района приступил к эксперименту по внедрению дистанционного обучения в рамках предпрофильной подготовки учащихся. Экспериментальная площадка организована на базе Территориального ресурсного центра при Комитете по образованию. Для школьников на сайте дистанционного обучения в настоящее время размещены 16 элективных курсов по химии, информатике, русскому языку, технологии, английскому языку и другим предметным областям, а также вводный курс «Основы обучения на сайте» для знакомства с технологией обучения.
Немного статистики. За 3 учебных года на сайте обучались 327 детей. Из них 118 – набрали высокие баллы и получили сертификаты. Количество учащихся за это время возросло в 5 раз! В роли сетевых преподавателей (тьюторов) себя попробовали 17 педагогов. Сопровождали процесс обучения в школах 32 педагога-куратора. Разрабатывали дистанционные курсы 21 учитель. В районном дистанционном обучении приняли участие 10 из 22 средних общеобразовательных учреждений.
Идея разработать курс по математике «Учимся решать олимпиадные задачи» родилась весной 2010 года на собрании учителей-предметников в рамках районного методического объединения совместно с методистами Комитета. В пользу дистанционной формы – все её преимущества. Таким образом, помимо предпрофильной подготовки определилось второе направление – внеклассная работа в дистанционном режиме. 8 педагогов взялись за разработку курса. Каждый определил для себя тему модуля. Все разработанные модули составляют в целом дистанционный курс. Материалы курсов строятся с учетом развития у учащихся навыков мышления высокого уровня, таких как, анализ, синтез, оценка, а не простой ориентир на изучение и заучивание нового. Кроме того дистанционные курсы способствуют развитию и повышению у школьников ИКТ-компетенций. Дети приобретают не только знания по предмету, но и навыки сетевого обучения и взаимодействия, столь необходимые им в современной жизни. Ребята учатся работать в сотрудничестве друг с другом, объединяясь в команды, группы, пары. Имеют место творческие задания, проекты, исследования. Привлечение в учебный процесс новых образовательных ресурсов поможет реализовать принцип равенства возможностей обучающихся в получении образования. Но самое главное – дистанционное обучение побуждает учащихся заниматься самостоятельно и получать навыки самообразования, что позволяет заложить фундамент для получения школьниками непрерывного образования в течение всей жизни.
Возможности сайта позволяют использование специального электронного журнала, общение учащихся с помощью форума, чата, обмен сообщениями. Дистанционное обучение предусматривает индивидуальный подход к каждому ученику, разноуровневое обучение.
Учителя математики, которые разработали курс «Учимся решать олимпиадные задачи» имеют высшую (5 человек) и первую квалификационную категорию (3 человека). Участие в проекте по подготовке учащихся района к олимпиадам по математике это удачный момент, когда каждый учитель может проявить свои способности, реализовать используемые методы, приемы, в том числе современные информационные и педагогические технологии в создании курса.
На данный момент работа по реализации курса «Учимся решать олимпиадные задачи» идёт полным ходом. Набраны учащиеся, определены педагоги, которые будут сопровождать процесс обучения, разработанные модули заносятся на сайт. Все участники учебного процесса овладели технологией дистанционного обучения, познакомились с самим виртуальным курсом, составлено расписание занятий и скоро начнётся обучение. Пожелайте нам успехов в столь нужном для нас начинании!

 

Андреева Наталья Борисовна, методист Территориального ресурсного центра

Обновлено 08.02.2013 10:52  

Дистанционное обучение в Иркутской области

Перейти к СДО