Образование Приангарья

все об образовании в Приангарье. Сетевые сообщества

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home

Интернет-представительство образовательного учреждения: новые требования и риски

E-mail Печать PDF


Мне могут возразить, что сайт учреждения может не в полной мере отражать школьную жизнь и атмосферу, или наоборот, слишком красиво представлять реальное состояние дел школы. Это так. Информация на сайте не может быть единственным источником для принятия столь ответственного решения, как выбор школы для первоклассника. Надо уметь работать с разными источниками информации, анализировать их, критически осмысливать, соотносить с вашими желаниями и возможностями с учетом потенциала ребенка, а не собственных амбиций. Это отдельная тема, которая очень интересно представлена на сайте Санкт-Петербургского Лицея №590 (http://likt590.ru/) в статье «О выборе школы и школьной жизни» на страничке директора Каменского А.М. Познакомившись с информацией на этом сайте, очень захотелось учиться именно в этой школе, однако она оказалась слишком далеко от дома.
Например, мне интересен Калининский район Санкт-Петербурга. В картах Яндекса легко найти их расположение и основную информацию, включая адрес сайта.


Рис. 1. Фрагмент ответа на запрос в картах Yandex

В контексте поставленной задачи (выбора школы) сайт – это не просто «совокупность веб-страниц, объединённых общим корневым адресом и доступных в Интернете через протоколы HTTP», а именно представительство образовательного учреждения в Интернете,  позволяющее действительно представить жизнь ОУ в различных аспектах для всех категорий потенциальных посетителей, к которым относятся не только ученики и педагогический коллектив, но, несомненно, родители учеников настоящих и будущих, выпускники, вышестоящее руководство, коллеги, имеющиеся и потенциальные партнеры и спонсоры, и т.д. Они заходят на официальный сайт ОУ с определенными целями, которые могут существенно отличаться друг от друга. Приступая к созданию или модернизации Интернет-представительства школы, следует продумать ожидания каждой из целевых групп.
Наиболее просто разобраться с тем, что ожидают вышестоящие инстанции, поскольку появились законодательно определенные формальные требования.
8 ноября 2010 года был принят федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» [1], в котором говорится о внесении изменений  в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании". В нем сказано, что порядок размещения в сети "Интернет" и обновления информации об образовательном учреждении, в том числе содержание и форма ее представления, устанавливается Правительством Российской Федерации.  Говоря о создании и ведении официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет, уточняется, что в целях обеспечения открытости и доступности сайт должен содержать следующую информацию:
1)    сведения:
•    о дате создания образовательного учреждения;
•    о структуре образовательного учреждения;
•    о реализуемых основных и дополнительных образовательных программах с указанием численности лиц, обучающихся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения;
•    об образовательных стандартах и о требованиях, самостоятельно установленных федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона (при их наличии);
•    о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации;
•    о материально-техническом обеспечении и об оснащенности образовательного процесса (в том числе о наличии библиотеки, общежитий, спортивных сооружений, об условиях питания, медицинского обслуживания, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям);
•    об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся;
•    о направлениях научно-исследовательской деятельности и базе для ее осуществления (для образовательных учреждений высшего профессионального образования);
•    о результатах приема по каждому направлению подготовки (специальности) среднего профессионального образования или высшего профессионального образования, по различным условиям приема (прием на обучение, финансируемое за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям (только для образовательных учреждений, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования и (или) высшего профессионального образования);
•    о наличии стипендий и иных видов материальной поддержки, об условиях предоставления их обучающимся;
•    о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года;
2)    копии:
•    документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
•    свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);
•    утвержденных в установленном порядке плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательного учреждения;
3)     отчет о результатах самообследования;
4)    порядок оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, с указанием стоимости платных образовательных услуг.

Наличие столь широкого спектра документов на сайте ОУ, действительно, позволяет составить о нем достаточно полное представление со стороны внешних посетителей. Однако, эта часть структуры сайта  является необходимой, но недостаточной для ощущения атмосферы школы, ее традиций. Анализ сайтов показывает, что в большинстве случаев все перечисленные компоненты находятся в одном разделе с названием «Документы» и являются лишь небольшой формальной частью Интернет-представительства ОУ.
Несмотря на обширный список важных многостраничных документов, эта составляющая сайта наиболее проста тем, что является, по сути, статичной. Обновление этих документов предполагается раз в год, а то и реже. Более того, наличие у школы свидетельств, программ развития, публичных отчетов и других материалов, характеризующих деятельность и состояние ОУ, должно быть «по определению» независимо от сайта. Их просто надо теперь разместить в Интернете и привыкнуть к тому, что они открыты не только для служебного пользования, и их качество открыто и наглядно демонстрирует уровень работы администрации и педагогического коллектива. Есть ли в этом риск? Несомненно. Но образовательные учреждения не вольны уклониться от этого.
В качестве позитивного примера приведем соответствующую страницу сайта Гимназии №2 г. Тосно Ленинградской области (http://tosno-gim2.ru/).


Рис. 2. Представление официальных документов на сайте ОУ.

Как видно из основного меню сайта, законодательно необходимая информация очень четко структурирована и размещена в разделе  «О гимназии». Отметим, что этот сайт ОУ по многим критериям можно считать одним из лучших школьных сайтов в российском Интернете: по дизайну, четкости структуры, качеству и количеству представленной информации, собственному доменному имени.
Наполнение остальных разделов Интернет-представительства ОУ в большой степени относится к «свободному творчеству» разработчиков сайта, с опорой на возможные региональные рекомендации, здравый смысл и учет упомянутых выше различных целевых групп. Однако, как известно, чем больше свободы, тем больше ответственности.
С позиции рядового посетителя, первое, на что обычно обращают внимание, это новостная информация, отражающая текущую жизнь школы и вносящая «живую струю» в статичность официоза. Неравнодушное отношение к школьным событиям и их участникам обеспечивает мотивацию для многократного регулярного посещения сайта и благоприятный климат для организации диалога с посетителями.

Диалог – это необычайно важный показатель открытости учреждения и настоящей демократичности взаимоотношений. Чаще всего на сайте ОУ присутствует исключительно монолог. У монолога могут быть разные авторы, но даже два и более монологов не станут, как Вы понимаете, диалогом. В диалоге обе стороны стараются понять друг друга. Вроде бы банальный пример на сайте уже названного выше 590 лицея Санкт-Петербурга обсуждения в форуме между родителями и администрацией ОУ на  тему низкой температуры в классах этой зимой. Этот откровенный диалог повышает доверие к школе намного больше, нежели хвалебные оды. Он показывает, что администрация не уходит от разговора, а многократно терпеливо отвечает. Что форум не «для галочки», а для оперативного взаимодействия.
Использование интерактивных сервисов на сайте ОУ – явление весьма распространенное. Однако связанных с ними отрицательных примеров гораздо больше, чем положительных. Не всегда есть понимание того, что форум, гостевая книга, популярная ныне «электронная приемная» требуют постоянного внимания и оперативного реагирования.
Если Вы можете позволить себе сервис, в котором сообщения пользователей мгновенно отражаются на странице без предварительного просмотра модератора, советуем обратить внимание на разработку и взаимное согласование правил пользования сервисом по принципу подтверждения лицензионного соглашения использования, например, программного обеспечения. В правилах четко приписано, какие действия недопустимы, что приветствуется, а в каких случаях сообщения удаляются. Интернет-представительство ОУ не может сочетаться с бранью, агрессией, унижением достоинства кого-либо. Но подчеркнем, атмосфера подобных обсуждений зависит, прежде всего, от оперативности и степени аргументированности и корректности модератора. Эта позиция чрезвычайно важна для эффективного использования открытости образовательного пространства.
Полезный и широко используемый интерактивный сервис – опросы. Технологически создание анкет в настоящее время не представляет особого труда. Однако, чтобы результаты анкетирования не были просто информационным мусором и помогали действительно «держать руку на пульсе»: выявлять «болевые точки», пути развития ОУ, запросы родителей и учащихся и т.д., следует очень серьезно и профессионально отнестись к формулированию вопросов.

Рассмотрим ещё одну грань преимуществ и рисков «открытости».


Рис. 3. Главная страница СОШ №3

Интернет стирает географические границы, в этом его огромное преимущество, а также наличие риска - не учесть эту его особенность. Например, надпись «Малая Земля, 5» на титульной странице очень достойной школы «СОШ №3» вызывает ассоциации с известными старшему поколению трудами Л.И.Брежнева и соответствующим регионом России, а добавление цифры 5 приводит в недоумение. Оказывается, это адрес школы  (ул. Малая Земля, 5) в одном из муниципальных образований Ленинградской области.

К сожалению, эта ошибка – отсутствие адекватного географического позиционирования, весьма типична. Несомненно, для «жителей» школы именно она самая главная на всей планете, и это замечательно. Но ведь не все жители планеты живут именно в вашем городе или селе. Попробуйте виртуально переселиться в любой другой регион России, где своих «СОШ №3» несколько.
А если, например, у жителей Австралии, решивших наладить международные связи в рамках грантового финансирования, возникнет интерес к школам вашего региона, что смогут узнать они? Станут ли они пользоваться переводчиками или просто остановят свой выбор на ОУ, разместившем ключевую информацию на английском?  Обратите внимание, что англоязычная поддержка не должна быть копией русскоязычных страниц, ведь она рассчитана на другую аудиторию. Конкретный выбор языка, содержания и объема зависит от задач и сложившихся международных связей школы,  но в самом минимальном варианте рекомендуется сделать хотя бы одну страницу на английском языке, содержащую основные сведения о школе:  добавьте  своей школе шансов попасть в международные поисковые системы.
Подчеркнем, что мы ведем разговор именно об официальных сайтах ОУ.

 

Рис. 4. Фрагмент сайта

Представленный на рисунке сайт имеет очень хороший задел, чтобы выйти постепенно в число лучших: компактное наглядное представление содержания на титульной странице, отраженная в новостях насыщенная школьная жизнь, грамотный технологический подход, в котором заложен потенциал к развитию интерактивных составляющих. Обращает на себя внимание и радует добавление слов «Официальный сайт» в заголовке. Это важно, поскольку в Интернете можно создать сколько угодно подобий сайтов школы, которые будут отзываться на запросы о вашем ОУ в поисковых системах, и разместить на них разного рода информацию, скромно умалчивая, что администрация школы к ней отношения не имеет. Об этом поговорим немного ниже. Однако, авторы альтернативных сайтов вряд ли разместят на них слова «официальный сайт». Это уже будет откровенная ложь. А на официальном сайте директор в ответе за каждое слово, и организационная схема подготовки и размещения информации должна быть четко продумана. На картинке зафиксирован забавный казус, когда к вышестоящим организациям отнесено «открытое окно доступа…». Шутя, можно предположить, что это навеяно размышлениями о реализации программы духовно-нравственного развития в контексте новых ФГОС. Наверняка, через пару дней эта ссылка займет соответствующее место в списке образовательных Интернет-ресурсов, и повод для улыбки исчезнет вместе с безобидным примером ошибок на официальном сайте ОУ.

Интернет – территория свободная и открытая. В этом ее плюс. Сайт школы может быть создан не только по команде администрации, но и любым «энтузиастом». Весьма распространено создание дружественных альтернативных сайтов выпускниками ОУ. Однако, в  Интернете «на каждый роток не накинешь платок», поэтому существует риск появления, так называемого, оппозиционного альтернативного сайта. Такое тоже случается. Основанием для этого обычно служит серьезная конфликтная ситуация и недоверие к официальному школьному сайту, что редко бывает беспричинным. Излишний официоз и показуха при исключении диалога – самый естественный повод для протеста.

Современные информационный и коммуникативные технологии позволяют обеспечить широкий спектр вариантов отражения жизни образовательного учреждения, в том числе, используя фото, видео, мультимедийные экскурсии. Заметим, далеко не все то, что можно на неофициальном сайте, позволительно на официальном. Следует быть осторожными и получать документальное разрешение на фотоматериалы и подписи к ним, удостоверяющие личность. Анализ мнения родителей и коллег показывает, что фотографии педагогического коллектива добавляют индивидуальности каждому учреждению и, опять же, открытости. Крайне редко учителя не дают на это согласие. Добавляет уважения к ОУ страничка, посвященная ветеранам, истории школы, интересные краеведческие факты о «вашей» местности. Этот говорит о том, что школа видит себя частью образовательной среды микрорайона, муниципального образования и т.д.
В заключении следует отметить, что создание и развития Интернет-представительства образовательного учреждения, которое будет способствовать формированию позитивного имиджа – трудоемкая планомерная коллективная работа под руководством администрации. Это целое направление деятельности, которое абсолютно необходимо в современных экономических условиях для усиления конкурентоспособности и развития школы.

По материалам журнала Центра современных образовательных технологий, Горюнова М.А.

 

Дистанционное обучение в Иркутской области

Перейти к СДО